Принципы налоговой системы

Определение налоговой системы

Налоговая система (Tax system) – это совокупность различных видов налогов, установленных законодательной властью государства и взимаемых органами исполнительной власти, а также принципы и методы построения налогов.

Налогообложение относится к числу вечных проблем экономической науки. Налогам посвящены труды многих великих экономистов: "Трактат о налогах и сборах" английского экономиста У. Петти, "Рассуждения о природе богатства, денег и податей" П. Буагильбера, "Начала политической экономии и налогового обложения" Д. Рикардо, а также "Исследование о природе и причинах богатства народов" великого экономиста А. Смита и другие.

Принципы построения налоговой системы

Налоги существуют столько же, сколько существует государство, и ровно столько же экономическая наука ищет принципы оптимального налогообложения, определения предельных ставок и налоговой базы. Во всех странах мира, независимо от уровня их развития, периодически возникает необходимость в разработке и принятии программ налоговых реформ.

Основные принципы налогообложения были разработаны А. Смитом. Они находят применение и сегодня.

  1. Принцип справедливости, который утверждает, что всеобщность обложения, а также равномерность распределения налогов между гражданами государства соразмерно их доходам. В одном из своих трудов, А. Смит писал - "Подданные любого государства должны участвовать в обеспечении правительства соразмерно своему доходу, каким они распоряжаются под защитой и покровительством государства".
  2. Принцип справедливости подразделяется на горизонтальную и вертикальную справедливость. Принцип горизонтальной справедливости предполагает равное налогообложение равных доходов независимо от того, где бы они ни получались. Принцип вертикальной справедливости означает, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от величины дохода и уровня благосостояния.
  3. Принцип определенности, согласно которому, сумма, время, а также способ платежа были известны плательщику заранее. "Налог, который необходимо уплатить каждому отдельному лицу, должен быть в точности определен (способ платежа, сумма платежа, срок уплаты)".
  4. Принцип удобности, который предполагает, что любой налог должен взиматься во время и способом, наиболее удобным для плательщика. "Каждый налог должен быть заплачен в то время, а также тем способом, которые наиболее подходят плательщику".
  5. Принцип экономии, который заключается в сокращении всех издержек взимания налога, а также в рационализации системы налогообложения государства. "Каждый налог необходимо разработать таким образом, чтобы брать и удерживать у народа возможно меньше того, что он приносит в казну государства".

Проблемы налоговой системы

В современной интерпретации налоги считаются эффективными, если минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.

В каждой стране разработана своя налоговая система, учитывающая особенности развития экономики. Теоретики в области налогообложения всегда пытаются решить "вечный" вопрос, о том, что все таки целесообразнее: обеспечить формирование бюджета государства чисто фискальными методами, либо же снижением налогов добиться стимулирования предпринимательской деятельности, а также расширения налоговой базы.

Вечная проблема, возникающая при разработке налоговой системы, - что облагать налогом: доходы, потребление или ресурсы. В действующих налоговых системах сочетаются налоги на доход и налоги на потребление (потоварные). Налог на потребление поощряет сбережение, что может порождать "парадокс бережливости". Как альтернатива предлагается налог на ресурсы, что, по мнению его сторонников, будет стимулировать эффективное использование ресурсов и обеспечит устойчивость бюджетных доходов. Однако провести подобную налоговую реформу пока не решилось ни одно государство.

В каждой стране исторически сложилась своя система налогообложения. Например, налоговая система США и налоговая система РФ.

Похожие статьи

Налог (Tax) – это обязательные платежи физических и юридических лиц государства в бюджеты различных уровней, в соответствии ставке, которая установлена в законодательном порядке на данный момент.

В современной интерпретации налоги считаются эффективными, если минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.

05 ноября

Дискреционная фискальная политика (Discretionary fiscal policy) – это система манипуляций налогами и государственными расходами, основными орудиями которой являются изменение ставок налога, общественные работы, изменение расходов на социальные нужды (трансфертных платежей).

Хорошим средством удержать доходы от сокращения и предотвратить превращение спада в лавинообразный кризис может быть временное снижение ставок подоходного налога. Но это может произойти после того, как парламент решит, что экономика нуждается в стимулировании посредством снижения налогов. В период спада общественные работы (государственные инвестиции, направленные на преодоление безработицы) могут значительно уменьшить глубину падения экономики.

31 октября
Антиинфляционная политика предложения (Supply-side anti-inflation policy) – это макроэкономическая политика, которая направлена на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения уровня инфляции через относительное сокращение совокупного спроса.
25 октября