Валовой внутренний продукт

Валовый внутренний продукт (ВВП) (Gross Domestic Product (GDP)) — это макроэкономический показатель, показывающий совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции и услуг, предназаначенных как для внутреннего потребления, так и для экспорта, произведенных в течении одного года на территории страны во всех отраслях экономики.

Методы расчета валового внутреннего продукта

Существует три основных способа расчета ВВП:

  1. метод добавленной стоимости;
  2. метод расчета по расходам;
  3. метод расчета по доходам.

Метод добавленной стоимости

При расчете ВВП всегда берется стоимость только конечных товаров и услуг. Необходимо учитывать всю произведенную в государстве конечную продукцию, но при этом избежать повторного или двойного счета. Конечная продукция - это продукция, которая идет в потребление домашними хозяйствами или фирмами, но ни вкоем случае не используется в производстве других товаров и услуг.

Например, при производстве майонеза, фирма покупает у другой фирмы подсолнечное масло, которое в данном случае является промежуточным товаром, но никак не конечным, т.к. идет в дальнейшее производство майонеза и не учитывается в рассчете ВВП. А если покупатель в магазине приобретает подсолнечное масло для личного потребления, то в данном случае оно является конечным продуктом и учитывается при расчете ВВП.

Таким образом, если при расчете ВВП учитывать промежуточные товары, то величина ВВП будет завышена и макроэкономическая информация будет искажена.

Для того, чтобы предотвратить это, используется такой показатель как добавленная стоимость, которая представляет разницу между общим доходом фирмы и расходами на покупку сырья, материалов, электроэнергии, топлива и т.д.

Таким образом, при расчете ВВП по добавленной стоимости, калькулируются все добавленные стоимости, произведенные предприятиями на территории государства и находится величина валового внутреннего продукта.

Валовой внутренний продукт России

Таблица. Валовой внутренний продукт РФ (в текущих ценах, млрд. руб.)

20022003200420052006200720082009201020112012
10830,5 13208,2 17027,2 21609,8 26917,2 33247,5 41286,8 38807,2 46308,5 55799,6 62599,1

* Официальные данные Федеральной службы статистики

Метод расчета ВВП по расходам

Данный метод основан на суммировании расходов всех экономических субъектов на приобретение конечных товаров и услуг в течении одного года.

При этом суммируются следующие виды расходов:

Потребительские расходы населения (С)
Валовые частые инвестиции (Ig)
Государственные закупки (G)
Чистый экспорт (NX)

Y = C + Ig + G + NX

Потребительские расходы населения (С) - это расходы домашних хозяйств на личное потребление, продовольствия, услуг, одежды, предметов бытового пользования и т.д.

Валовые частые инвестиции (Ig) - это сумма чистых инвестиций и амортизации за один год.

Государственные закупки (G) - это расходы государства на приобретение товаров для своих нужд, а также на оплату услуг труда занятых в государственном секторе, за исключением трансфертных расходов.

Чистый экспорт (NX) - это разница между количеством экспорта и импорта страны. Данный показатель свойственен для стран с открытой экономикой, где товары и услуги беспрепятственно пермещаются из одной страны в другую.

Метод расчета ВВП по доходам

Данный метод основан на суммировании доходов всех экономических субъектов в стране, полученных за год. Поэтому ВВП можно представить в виде суммы таких доходов как, заработная плата (w), процент (r), рента (R), прибыль (P), амортизация (d) и косвенные налоги (TK).

Все три представленных метода в конечном счете должны давать одинаковый результат.

Похожие статьи
Антиинфляционная политика предложения (Supply-side anti-inflation policy) – это макроэкономическая политика, которая направлена на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения уровня инфляции через относительное сокращение совокупного спроса.
25 октября

Акселерационистская модель инфляции (Accelerationist model of inflation) – это теория, рассматривающая влияние движения уровня инфляции на реальный национальный продукт и безработицу.

В отличие от модели совокупного спроса и предложения акселерационистская модель рассматривает не только само изменение общего уровня цен, но и скорость данного изменения. Основополагающим в модели является предположение, что экономика ведет себя не одинаково в периоды, когда инфляция ускоряется или замедляется и тогда, когда рост цен стабильный.

25 октября
IS-LM анализ (IS-LM analysis) – это макроэкономический анализ который с помощью кривой IS позволяет сопоставить ситуацию на рынке предложения денег с ситуацией на рынке товаров и услуг. Каждая точка на кривой IS показывает сочетание реального национального продукта и ставки процента с планируемыми инвестициями, которые в свою очередь равны планируемым сбережениям. Каждая точка на кривой LM показывает сочетание реального национального продукта совместно с предложением на деньги, равного спросу на деньги и ставки процента.
24 октября
Разведывательная система маркетинга (Marketing intelligence system) – это одна из четырех главных частей маркетинговой информационной системы, которая представляет из себя мероприятия по сбору разной информации о покупателях и конкурентах, а также их действиях на рынках, где ведет свое действие выбранное предприятие.
23 октября