Ординалистская теория полезности

Ординалистская (порядковая) теория полезности (Ordinal utility theory) является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Ординалистская (порядковая) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская теория предельной полезности

Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ.

Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее удовлетворение, 3-й набор — еще меньшее удовлетворение и т.д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Аксиомы ординалистской теории полезности

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы.

Здесь мы выделим следующие аксиомы.

  1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.
  2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.
  3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.
Похожие статьи
Кардиналистская (количественная) теория полезности (Cardinal utility theory) рассматривает полезность с субъективной точки зрения и оперирует при определении количества полезности абсолютными величинами. Предпочитая тот или иной товар, потребитель через механизм цен (цена является мерой) заставляет производителя выпускать товар, пользующийся спросом. Анализ поведения потребителя позволяет углубить анализ спроса, в основе которого лежит предельная полезность товара.
19 ноября
Определение менеджмента (Management) – это профессиональная деятельность квалифицированных менеджеров, которая осуществляется в целях достижения максимально положительных результатов в хозяйственной деятельности фирмы путем рационального использования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
13 ноября
Теория паритета покупательной способности (Theory of purchasing power parity) – это теория, означающая что, в международной торговле, которая ограничена операциями формирующими платежный баланс страны, для покупки одинаковых потребительских корзин товаров и услуг будет необходима та же сумма денег, при конвертации национальной валюты в другую по рыночному курсу.
08 ноября
Кейнсианский подход к деньгам (Keynsian view of money) – это подход, в соответствии с которым монетарная политика государства из-за недостаточно эффективного и слабого трансмиссионного механизма не может оказать какого-либо положительного воздействия на экономику страны в состоянии депрессии.
05 ноября