Рынок олигополии

Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.

Признаки олигополии

Олигополистические рынки обладают следующими признаками:

  • малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;
  • дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
  • наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;
  • фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Примеры олигополии

Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, бытовой техники и т.д.

Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.

Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером».

Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.

Модели олигополии

Существуют четыре модели ценового поведения олигополистов:

  1. ломанная кривая спроса;
  2. тайный сговор;
  3. лидерство в ценах;
  4. принцип ценообразования «издержки-плюс».

Модель ломанной кривой спроса была предложена американским экономистом П. Суизи в 40-х г.г. XX в., в которой анализируется реакция олигополиста на изменение поведения их конкурента. Существует два вида реакции участников рынка на изменение цен фирмой-олигополистом. В первом случае при повышении или снижении цены фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний уровень цен. Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону.

Тайный сговор (картель), когда фирмы проиходят к соглашению между собой в отношении цен, объемов производства, продаж.

Лидерство в ценах — модель при которой олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером.

Ценообразование по принципу «издержки-плюс» — модель связанная с планированием выпуска и прибыли, при которой цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек.

Похожие статьи

Монопсония (Monopsony) – это такая ситуация, когда на рынке существует лишь один покупатель и множество продавцов.

Если монополия – это некий феномен контроля рыночной цены фирмой-монополистом, когда действует лишь один продавец, то в случае монопсонии, власть над ценой принадлежит существующему в единственном числе покупателю.

Особые заслуги в исследовании данного рынка принадлежат английскому экономисту Д. Робинсон. Принято считать, что понятие «монопсония» введено в научный оборот именно Д. Робинсон, однако, в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» она ссылается на Б.Л. Халварда, который подсказал ей данный термин.

19 ноября

Монополистическая конкуренция (Monopolistic competition) — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Отличительные черты монополистической конкуренции

Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это бывает в условиях совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.

19 ноября

Финансовый рынок (Financial market) – это сеть институтов, являющихся каналами для потока денежных средств от сберегателей (кредиторов) к заемщикам.

При этом возможно прямое финансирование, когда сберегатели непосредственно финансируют заемщиков путем покупки акций, облигаций, и косвенное финансирование, когда сбережения собираются посредниками и предоставляются заемщикам. Финансовые посредники подразделяются на три основные группы: банковские (коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы и др.); страховые (страховые компании и пенсионные фонды); инвестиционные фонды, выпускающие собственные акции и инвестирующие привлеченные таким образом средства в акции и облигации других компаний.

09 ноября

Собственность (ownership) — это общественный институт, определяющий границы прав субъектов по отношению к благам.

Рыночная экономика базируется на частной собственности и децентрализованных решениях частных собственников - хозяев ресурсов. Права собственности определяют "правила игры", которыми руководствуются участники рынка: покупатели и продавцы продуктов и ресурсов.

08 ноября