Маркетинг и продукт

Продукт (Product) – это то, благодаря чему происходит удовлетворение потребностей покупателей, путем предложения его на определенном рынке.

В определении понятия продукта могут являться как различные товары, так и разнообразные услуги, а также то, что можно транспортировать из точки А в точку В, и то, на что покупатель сам приходит посмотреть. Нужно отметить, что разные государственные учреждения и некоммерческие организации, в свою очередь, тоже создают собственный продукт.

Классификация товаров в маркетинге

Продукты классифицируются по типу покупателя, которому они предназначены, и путям, по которым они поступают к покупателю.

В наиболее общем виде продукты разделяются на два вида:

  1. Потребительские товары.
  2. Промышленные товары.

Например, потребительские товары по данным официальной статистики включают в себя:

  • товары длительного пользования;
  • товары кратковременного пользования;
  • услуги.

По способу покупки потребительские товары делятся на:

  • товары повседневного спроса;
  • товары предварительного выбора;
  • широко известные товары.

Промышленные товары, в свою очередь, состоят из капитальных товаров (средств производства), а также расходуемых товаров (оборотных средств).

Создание новых товаров в маркетинге

Процесс создания продукта называется развитием продукта и включает в себя следующие стадии:

  • генерации идеи, 
  • отбора, 
  • анализа, 
  • дизайна, 
  • продажи опытной партии (тест-маркетинга),
  • коммерциализации.

Источником идеи о создании нового продукта являются возникающие на рынке пожелания покупателей, а также внутрифирменные исследования.

Максимального результата можно достичь использовав два данных источника.

Отбор идей, который необходим для избегания дальнейших издержек на идею и развитие продукта, который возможно никому не понадобится.

Анализ. Бизнес-анализ необходим для проверки идеи на возможный объем продаж продукта, прибыль от продажи, издержек.

Дизайн начинается с создания физической формы продукта. Решения о позиционировании, торговой марке, упаковке также относятся к этой стадии.

Тест-маркетинг. Его целью является проверка реакции потребителя на отдельной части рынка на продукт. На этой же стадии проверяется реакция потребителя на распространение продукта, на рекламу, на цену.

Коммерциализация означает, что продукт готов поступить тому потребителю, который желает его приобрести.

Этапы жизненного цикла продукта

Период, в течении которого новый продукт по порядку проходит через этапы зарождения, роста, зрелости, а также упадка называется жизненным циклом продукта.

  1. Стадия зарождения продукта связана с усилиями, которые направлены на информирование покупателя о продукте. На этом этапе прибыли низки, поскольку производственные и маркетинговые издержки высоки.
  2. Рост связан с падением издержек и ростом прибылей.
  3. Зрелость продукта связана с началом снижения его продаж, а также ростом интенсивности конкуренции.
  4. Упадок начинается с изменения вкусов потребителя или технологии. Прибыли падают и производители покидают отрасль.

На схеме представлен классический жизненный цикл. Разные товары находятся на разных его стадиях. Компакт-диски только входят в использование, а проигрыватели обычных пластинок находятся уже в стадии упадка. Но необходимо помнить, что не всегда продукт идет в своей жизни по классической схеме.

Бывает так, что, казалось бы, полностью исчезнувший вид продукта начинает снова завоевывать свои прежние позиции. Примером может служить жизненный цикл механических часов с кукушкой, которые уже несколько столетий находятся на рынке, то исчезая, то появляясь.

Похожие статьи
Планирование стратегии сбыта (Planning a distribution strategy) – это ключевая часть маркетинговой стратегии, взаимоувязанная, таким образом, с решениями, принятыми по продукции, продвижению и ценообразованию и определяемая тремя факторами — охватом, контролем и издержками.
23 октября
Общеитоговый подход к издержкам на физическое распространение (Total-cost approach to distribution) –  или издержки сбыта,  подразумевают в себе подход, позволяющий сократить общие издержки распространения за счет увеличения расходов на совершенствование какого-либо одного или нескольких этапов.
23 октября

Микромаркетинг (Micromarketing) – это процесс выявления нужд потребителей, а также способов удовлетворения данных нужд посредством выбора нужной стратегии.

Микромаркетинг является важной частью деятельности не только фирмы, стремящейся получить прибыль, но и госучреждений и некоммерческих организаций.

22 октября
Маркетинговый комплекс (Marketing mix) – это комплекс исследований, который состоит из выбора продукта, выбора метода его распространения, решения задачи рекламирования и установлении оптимальной цены, использующийся организацией для максимально эффективного обслуживания потребителей на выбранном рынке.
22 октября