Излишек потребителя

Излишек потребителя (Consumer’s surplus) — это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить (P1), и той суммой, которую он реально уплатил (P).

Величина излишка потребителя представляет собой максимальную цену, которую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вычетом действительной цены товара. Дополнительное удовлетворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы заплатить, принимает форму потребительского излишка.

По словам А. Маршалла (формула):

Излишек потребителя — это избыток цены, которую потребитель готов был заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит.

Излишек потребителя

На графике показано, что при равновесной цене ОР полезность предельной единицы блага равна его цене; все же предыдущие единицы этого блага приносят полезность, превышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные единицы больше рыночной цены. Суммарный потребительский излишек представлен заштрихованной площадью PEP1.

Излишек потребителя образуется из-за того, что благодаря действию закона убывающей предельной полезности первые единицы блага представляют для потребителя большую ценность, чем последние, а платит он одну и ту же сумму за каждую единицу блага, начиная с первой и кончая последней. Таким образом, потребитель платит за каждую единицу ту сумму, которой оценивается последняя единица. Следовательно, потребитель получает излишек полезности с каждой из первых единиц блага.

Похожие статьи

Функция потребления (Consumption function) – это отношение существующих реальных потребительских расходов к существующему реальному наличному доходу.

График, построенный на основании взаимодействия этих двух величин, будет показывать, как будут изменяться реальные потребительские расходы при изменении реального наличного дохода при условии, что все другие факторы остаются неизменными.

09 ноября
Средняя склонность к потреблению (Average propensity to consume) – это отношение совокупного потребления к совокупному наличному доходу.
08 ноября

Предельная склонность к потреблению (Marginal propensity to consume, MPC) – это часть полученной населением страны дополнительной денежной единицы, которая увеличивает реальный наличный доход и которая направляется населением на дополнительное реальное потребление.

Предельная склонность к потреблению на графике определяет тип наклона функции потребления. На графике видно три функции потребления с различными предельными склонностями к потреблению населения. Верхняя имеет самый крутой наклон и означает МРС = 0,9, средняя имеет МРС = 0,75, а нижняя – 0,5.

06 ноября
Потребительские расходы (Consumption expenditure) – это общие потребительские расходы населения страны на товары и услуги, произведенные как внутри государства, так и завезенные из-за границы.
06 ноября