Менеджмент

Определение стратегического планирования

Стратегическое планирование (Strategic planning) – это систематический процесс долгосрочного планирования, направленный на определение целей и путей их достижения.

Другими словами, стратегическое планирование призвано ответить на фундаментальные вопросы: какой вид бизнеса необходим? каков контингент ваших клиентов? какого рода продукты вы можете делать лучше, чем конкуренты?

Стратегическое планирование является задачей высших менеджеров, поскольку только их авторитет позволяет устанавливать и видоизменять основные цели организации, к тому же высшие менеджеры фирмы имеют полную картину состояния дел организации.

Система поддержки принятия решений

Система поддержки принятия решений, СППР (Decision support system, DSS) – это система, которая предоставляет информацию высокого качества высшему звену управления фирмы и помогает ему в проведении анализа сложных проблем.

Система обработки данных

Система обработки данных (Data-processing system, DPS) – это система, которая собирает данные, обрабатывает их и выдает в виде готовой информации.

Организационные процессы

Организационный процесс (Process of organizing) – это процесс организации работ в соответствии с планом, распадающийся на три этапа.

Разделение работы на отдельные части, достаточные для выполнения отдельным работником в соответствии с его квалификацией и способностями.
Группировка задач в логические блоки. Работа будет выполняться легче, если люди, выполняющие одну задачу, объединены в отделы или секторы. Этот этап организационного процесса называют также формированием подразделений.

Организационная структура управления предприятием

Организационная структура (Organizational structure) – это совокупность звеньев, определяющая разделение деятельности, систему подчиненности и существующие подразделения внутри организации.

Норма управляемости

Норма управляемости (Span of management) – это общее количество подчиненных в фирме, подотчетных каждому менеджеру.

Нормы управляемости организации

Наличие большого числа подчиненных говорит о широкой норме управляемости, а небольшое число подчиненных — об узкой норме управляемости. На схеме представлены два предприятия с численностью, равной 24 рабочим. Но предприятие А (схема 1) имеет широкую норму управляемости, а предприятие И (схема 2) — узкую.

Теория мотивации в менеджменте

Мотивация (Motivation) — это процесс побуждения самого себя и других к деятельности через формирование различных мотивов поведения.

Мотивом является побудительная причина, которая дает повод к активной, производительной, творческой и плодотворной работе. Формируется путем воздействия менеджмента на работника через его реальные цели, потребности, интересы, систему ценностей, жизненные установки и ожидания.

Мотивация возникает в случае наличия неудовлетворенных потребностей.

Теория менеджмента

Определение менеджмента (Management) – это профессиональная деятельность квалифицированных менеджеров, которая осуществляется в целях достижения максимально положительных результатов в хозяйственной деятельности фирмы путем рационального использования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Менеджер и менеджмент

Менеджер (Manager) – это квалифицированный специалист, который осуществляет процесс управления производством путем принятия важных и ответственных решений, от которых зависит благополучное функционирование предприятия на рынке.

Классификация менеджеров

Все служащие предприятия классифицируются в соответствии с их авторитетом и, обычно, статусом. Все предприятия, за исключением мельчайших, имеют четкую управленческую структуру, где в самом низу пирамиды находятся те, кто действительно выполняет работу — рядовые сотрудники. Это рабочие на фабриках, клерки в учреждениях, то есть все те, кто не контролирует работу других.

Информационная система управления

Информационная система управления (Management information system, MIS) – это система обработки данных, предназначенная для снабжения внутренней и внешней информацией, необходимой для принятия решений на всех уровнях менеджмента.

В отличие от простой системы обработки данных, информационная система имеет более широкую базу сбора данных, более сложную систему обработки и больший объем выдаваемой информации.

Делегирование

Делегирование (Delegation) – это передача части какой-либо определенной работы подчиненным.

Делегирование приносит положительные результаты при наличиии взвешенного сочетания ответственности, полномочности и подотчетности в отношении передаваемой работы со стороны подчиненного. Делегирование ответственности подчиненному означает, что он ответственен за разрешение определенной проблемы.

Вертикальная координация

Вертикальная координация (Vertical coordination) – это метод координации работ подразделений организации, основанный на указаниях, направляемых по командной цепочке.

При вертикальной координации работ, менеджер координирует работу своих подчиненных и, в то же время, его работа координируется с работой параллельных подразделений его начальником. Таким образом, чем выше звено управления, тем более широкую картину оно видит.