Определение рынка труда

Рынок труда (Labour market) — совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара — рабочей силы, на котором формируется спрос, предложение и цена на рабочую силу (заработная плата).

Основной отличительной чертой рынка труда является то, что основными субъектами экономических отношений являются, с одной стороны, крупные корпорации, средние и мелкие бизнесмены, профсоюзы, государство; с другой стороны — отдельные работники, осуществляющие предложение своеобразного вида услуг.

Работник является свободным человеком, принимающим решения, поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, которые в свою очередь зависят от таких факторов, как проффесиональная подготовка работника, квалификация, опыт и др. Купля-продажа услуг труда проявляются в форме найма работника на определенных условиях.

Особенности функционирования рынка труда

  • большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. На большинстве рынков товаров
  • неденежные факторы, которые имеют ощутимое значение на рынке труда (условия труда, социальные гарантии, карьерный рост, безопасность для здоровья, особенности рабочего процесса и отдыха и т.д.);
  • ощутимое влияние, оказывающие на рынок труда различные институты — профсоюзы, государственная политика в области труда, трудовое законодательство, структуры профессиональной подготовки и др.
Похожие статьи
Рынок ссудных капиталов (Loanable funds market) – это рынок, образованный взаимопереплетением, с одной стороны, множества потоков денежных средств, образованных предложением заемных средств, с другой — спросом на заемные средства.
20 ноября

Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.

19 ноября

Монопсония (Monopsony) – это такая ситуация, когда на рынке существует лишь один покупатель и множество продавцов.

Если монополия – это некий феномен контроля рыночной цены фирмой-монополистом, когда действует лишь один продавец, то в случае монопсонии, власть над ценой принадлежит существующему в единственном числе покупателю.

Особые заслуги в исследовании данного рынка принадлежат английскому экономисту Д. Робинсон. Принято считать, что понятие «монопсония» введено в научный оборот именно Д. Робинсон, однако, в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» она ссылается на Б.Л. Халварда, который подсказал ей данный термин.

19 ноября

Монополистическая конкуренция (Monopolistic competition) — тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Отличительные черты монополистической конкуренции

Посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это бывает в условиях совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.

19 ноября